Компания ОАО «Российские железные дороги» разработала ключевые вехи новой генеральной схемы развития железнодорожной сети, которая будет реализована к 2030 году. Компанией уже подготовлен проект, в котором содержится подробное изложение важных этапов дальнейшего развития и расширения российских железных дорог.
Разработка проекта и его дальнейшее воплощение в жизнь заслуживает пристального внимания, ведь с эффективной работой железнодорожной инфраструктуры непосредственно связан экономическое развитие страны. ОАО «РЖД» определило свои первоочередные цели: ликвидировать техническое и моральное устаревание системы, преодолеть критический уровень износа железнодорожных технических средств и создать приемлемые инфраструктурные предпосылки для потенциального развития перспективных точек роста.
Реализацию плана по развитию железнодорожной системы будут осуществлять в два этапа. Первым делом предусмотрено активное внедрение инноваций. На этом этапе будут ускоренными темпами модернизировать подвижный состав и внедрять на железных дорогах глобальную навигационную систему. Согласно генеральному плану первый этап завершится к 2015 году.
С 2016-го года начнётся реализация второй части плана, которая подразумевает строительство новых железных дорог с целью расширения всей сети. Запланировано строительство нового железнодорожного полотна общей протяжённостью 22,3 тысяч км и увеличение годового контейнерного транзита до 1 млн. контейнеров. Некоторые железные дороги, находящиеся в проекте, относятся к категории линий стратегического значения, которые огибают границы других государств, таких, например, как железная дорога, огибающая Казахстан, протяженностью 585 км.
Создание опорной транспортно-железнодорожной инфраструктуры в регионах, не имеющих таковой, предполагают отдельные проекты, например: Трансконтинентальная железнодорожная магистраль протяжённостью 3,5 тысячи км. Развить транспортную инфраструктуру некоторых регионов – цель других проектов, таких как железная дорога Селихин – Сергеевка, длинной 1085 км, необходимая для создания выходов к новым дальневосточным морским портам.
В проекте присутствуют планы строительства социальных железнодорожных линий для обеспечения бесперебойного сообщения регионов и грузоперевозок. Такими линиями станут: Селихин – Ныш (582 км) и Мома – Магадан (785 км). Также компания «РЖД» имеет планы в недалёком будущем заняться развитием системы скоростных железнодорожных линий пассажирского назначения. План предусматривает создание скоростных линий двух типов: для поездов, движущихся на скорости 160-200 км/ч и на скорости 200-350 км/ч.
В настоящее время уже ведётся строительство новых российских железных дорог Улак — Эльга, Курагино – Кызыл, Беркакит — Томмот — Якутск.